02
Nov
Alex Martynov   
Про политическое банкротство существующей "либеральной" модели

Трудно сдержаться и не прокомментировать последнюю статью Сергея Яременко на "Экономической правде". В ней он, во-первых, критикует якобы существующую в Украине "либеральную модель", во-вторых, призывает к жестким анти-рыночным реформам. Эти тезисы надо рассматривать отдельно, тезисы о принадлежности к восточно-европейской цивилизации, христианстве и так далее нет смысла рассматривать в экономическом контексте.

Прежде всего, пропуская такие формулировки, как "рыночный фундаментализм" и "дикий капитализм", обратимся к его приемлемому определению либерализма ("модель развития, которая не допускает вмешательства государства в экономику"). Трудно понять, в какой стране жил и живет Сергей Яременко, если он действительно верит в то, что в Украине отсутствует вмешательства в экономику? Он не видит регулирование цен; он не видит заградительные пошлины, которые субсидируют наших олигархов и позволяют им не бояться конкурентов, которые могут предложить потребителю более дешевые и качественные товары; он не видит проверок налоговых инспекторов, пожарников, санэпидемстанции и список этих не-вмешательств можно продолжать.

Сама оценка существующего режима как либерального не выдерживает никакой критики. Тем не менее, Яременко пытается выстроить причинно-следственную связь между существующим режимом и нынешним кризисом. И, исходя из этой мнимой связи, он предлагает лекарство - социализм.

Предложения которые Яременко аккуратно приписывает неназванным международным экспертам включают: планирование, регулирование, протекционизм, инфляционную монетарную политику. Разумеется, исходя из постулатов австрийской экономической школы, все это ведет к еще большему разрушению и так еле тлеющий рыночной системы.

Если объяснять в двух словах, рыночная система представляет собой сеть, которая с помощью ценовых сигналов передает производителям информацию о том, что следует производить. Такие сигналы поступают от всех потребителей, и, таким образом, представляют реальную рыночную демократию, при которой каждый потребитель голосует своей гривней за то, что он хочет потреблять. При планировании же выделяется определенный класс людей (видимо, таких же хорошо намеренных и образованных, как Яременко), которые лучше знают, что нужно людям. Эти планировщики начинают изменять производственную систему не согласно предпочтений конечных потребителей, а согласно своего идеального представления о том, что и в каких объемах должно производиться. И проблема не только в том, что кто-то не получит очередное феррари, проблема в том, что без реального участия потребителя планировщик не способен сформировать структуру производства и распределения. Все это девяносто лет назад в своих "Экономических расчетах ..." теоретически определил Людвиг фон Мизес.

Мы же с вами практически оценили последствия "пагубной самонадеянности" планировщиков, которые знают, что кому нужно. И все эти рекомендации "международных экспертов" - это ничто иное, как призыв сосредоточить еще больше власти в руках "команды профессионалов", большинство из которых вряд ли даже сможет похвастаться некупленим дипломом


blog comments powered by Disqus